воскресенье, 20 февраля 2011 г.




Посмотрел сегодня "Замок" уже в третий раз, причём - подряд. У меня на DVD шесть фильмов Миядзаки, хотя так всеми любимой "Навсикаи" нет. Посмотрел все шесть практически подряд в хронологическом порядке. Точно могу сказать, что виден прогресс и рост автора от одной работы к другой. Всякая критика должна быть конструктивной. И, возможно, стоило бы пенять автору на слишком сладкий финал, неочевидность сюжетных ходов, скрытые причины и следствия. Но фильм выдерживает все эти и ещё множество возможных притензий.

Владелец замка - молодой, красивый и талантливый человек. Он слишком любит свою жизнь и свою свободу, чтобы принебрегать жизнями других людей, погибающих в войне, устроенной правителями ради своих личных интересов в абстрактной стране. Такие войны - перманентны, они происходят и сегодня. Настоящий Человек пытается положить конец кровопролитию и защитить близких ему людей. Просто раньше ему некого было защищать...Не всё нам даётся от рождения, и некоторые вещи приходят со временем. Как и любовь. Она пришла к нему также внезапно, как и его естественный цвет волос, изменённый им когда-то в погоне за, как он думал, красотой. Хаул нашёл её не во внешности, а в глубине искренне любящего сердца.

Постоянные превращения главной героини Софи из старушки в молодую девушку - просто замечательны, они выражают внутренние переживания девушки, скованной поначалу кучей комплексов, знакомых каждому зрителю. "Скачки" возраста помогают зрителю подойти ближе к проблеме старости как неизбежному, но совершенно естественному состоянию человека, напомнить, что дряхлость - внешняя оболочка полного жизни существа. Когда Софи понимает, какая сделка была заключена между Хаулом и маленьким огоньком его замка, проклятие разрушается навсегда, оставив ей "на память" волосы "цвета звёзд".

Любовь в картине - та точка опоры, которая даёт силы перевернуть мир, и окружающий, и свой внутренний. Она рождается легко и незаметно и даёт крылья, способные поднять вас над самим собой и даже выше. Так же поднялся и полетел замок в финале картины, поддерживаемый любовью Корсифара (это в русском переводе), которого никто уже не связывал клятвами и договорами. Это же так просто.

Прощение, великодушие, надежда, способность мечтать - проявление простых человеческих чувст - в наше время стало восприниматься как невыносимая пошлость, особенно в "высокоинтеллектуальных" кругах, но интеллект - слишком мало. Софи совершенно естественно прощает проклявшую её ведьму, понимая её одиночество в течении пятидесяти лет на пустыре и сочувствуя её беспомощности после лишения силы. Ведьма на поверку оказывается доброй старушкой. Ей просто не повезло в жизни. Такое случается каждый день.

На первый взгляд сугубо положительная Сулейман - самая злая ведьма из всех. Она - волк в овечьей шкуре, которая на пару с абсолютно невменяемым королём играет в войнушку, используя в качестве оловянных солдатиков живых людей. Перечислим современников? - пальцев не хватит.

Счастливый финал - не оплошность какого-нибудь начинающего мультипликатора, а здравый расчёт по-настоящему гениального режиссёра, который чувствует насущную необходимость в подобных развязках, в положительных персонажах, в искренних и наивных чувствах, верности, дружбе и вере в лучшее. Это стало настолько необычно для его аудитории, что она и сама пока не подозревает, насколько ей это нужно. Сказка, конечно, ложь... да только уж слишком похожа на современную нам жизнь, если смотреть не на форму, а на содержание. Оно удачно обрамляется великолепной музыкой, которая заставляет тебя улыбаться сквозь слёзы радости и наполняет историю волшебством и праздником. Заключительный вальс, основная музыкальная тема, достоин лучших паркетов. Пейзажи просто головокружительны, а проработка отдельных деталей заставляет кусать локти и тянуться к мольберту даже тех, кто обычно использует его в качестве подставки, купив незнамо зачем.

С возрастом к Миядзаки пришла та мудрость, которая позволяет рассказать очень глубокую и важную историю простым и наивным языком детства.

Старики - вдвойне дети. Этот фильм и для них.

Помните: "...истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети..." - мысль не новая, но кто скажет, что не актуальная?

2 комментария:

  1. Да, он шикарен. А я только собираюсь посмотреть остальные его работы, повезло же мне ^^

    ОтветитьУдалить